История строительства
"Далеко не все знают, что в нашей столице есть памятник великой Полтавской победе. Этим историческим памятником является Сампсониевский храм, что на Выборгской стороне. Считаем своим долгом обратить внимание столичных жителей на этот великий памятник и редкую по своей старине святыню".
Эти слова настоятеля Сампсониевского собора отца Владимира Покровского были произнесены по случаю 200-летия Полтавской победы, но не потеряли своей актуальности и в наши дни. Причем очевидно, что уже в начале XX века историческое значение этого храма-памятника выходило далеко за пределы значимости обычной приходской церкви.
Созданный по проекту неизвестного архитектора (наиболее вероятно авторство Д. Трезини и М.Г.Земцова), Сампсониевский собор в Петербурге - один из немногих памятников архитектуры и искусства первой половины XVIII века, сохранившихся до наших дней. Он возведен в ознаменование Полтавской победы - важнейшего исторического события в жизни Российского государства, ставшего переломным во время Северной войны.
На полях Полтавской баталии 27 июня 1709 года были сорваны планы шведского короля Карла XII захватить Москву, уничтожить Российское государство и раздробить его на мелкие княжества, подвластные Швеции.
Полтавская победа позволила царю Петру сосредоточить все силы на севере для овладения выходом к Балтийскому морю и продолжить свои реформы. Она же окончательно обеспечила безопасность новой столицы - Санкт-Петербурга.
Петр Алексеевич считал, что это сражение навсегда должно остаться в памяти русского народа. В своем послании к Апраксину он писал: «Нынче уже совершенный камень в основании Санкт-Петербурга заложен».
В петровскую эпоху великие деяния и битвы было принято увековечивать на европейский манер, триумфальными арками и колоннами. Но храм в честь памятного события - выше по своему значению, поскольку ближе и понятнее русскому человеку, чем классическая колонна. Блестящая победа, "Русское Воскресение", как называл ее сам Петр Великий, была одержана в день поминовения Сампсона Странноприимца, поэтому храм-памятник, заложенный по повелению царя в ноябре 1709 года, был назван Сампсониевским.
Освящена была первая деревянная Сампсониевская церковь в 1710 году.
Выборгская сторона не случайно стала местом строительства нового храма. Первая Сампсониевская церковь располагалась несколько ближе к Выборгской дороге (нынешнему Большому Сампсониевскому проспекту), ведущей в те времена на северо-запад, во владения шведского короля. Во время Северной войны прохождение войск мимо Полтавского мемориала, ежегодно устраиваемые в честь победы военные парады поднимали боевой дух российского воинства, способствовали росту гражданского самосознания.
Расположение Сампсониевского храма в некотором отдалении от административного центра оказалось удобным для открытия при нем в 1711 году первого общегородского кладбища для православных и иноверцев. Здесь были похоронены такие выдающиеся деятели России, как архитекторы Д. Трезини и А.Шлютер, Ж.Б.Леблон, Г.И.Маттарнови, скульптор К.Б.Растрелли, первый президент российской Академии наук Л.Блументрост, первый русский экономист И.Посошков, художники Л.Каравак, С.Торелли и многие другие. В настоящее время сохранилась только часть надгробий, в том числе памятник на могиле "врагов Бирона" - Волынского, Еропкина и Хрущова, выполненный в 1885 году по проекту архитектора М.Щурупова.
Существующий в настоящее время каменный Сампсониевский храм был заложен после смерти Петра I, в 1728 году. Началось его сооружение на средства ярославского купца И.А.Лапшина. Но денег у него хватило только на возведение фундамента, кирпичи для строительства церкви поставляли за государственный счет. К тому времени царский Двор находился в Москве, и средств для возведения нового Сампсониевского храма явно недоставало. Возобновилось строительство только при императрице Анне Иоанновне, после возвращения Двора в Петербург, и было завершено в 1740 году. Тогда же освятили главный алтарь во имя Сампсона Странноприимца.
Сампсониевский собор - это комплекс, включающий в себя собор, колокольню, часовню и просвирню. Он отличается от других храмовых сооружений северной столицы сочетанием допетровских и европейских архитектурных форм. Общий стиль храма исследователи относят к архитектурному направлению первой половины XVIII в. - анненскому барокко. Вместе с тем, завершение колокольни собора восьмигранным шатром с окнами-"слухами" - редкий случай в северной столице, но типичный в зодчестве Москвы, Ярославля и Соликамска XVI-XVII веков.
Главная достопримечательность храма - золоченый пятиярусный деревянный иконостас, признанный шедевр русской резьбы XVIII века.
Особо отмечено было историческое значение Сампсониевского собора в 1909 году, когда вся Россия отмечала 200-летие Полтавской победы. Возле храма был открыт памятник Петру Великому работы М.Антокольского. Тогда же на южном и северном фасадах колокольни были установлены чугунные мемориальные доски с текстами речей Петра I к воинам - участникам Полтавского сражения.
Таким образом, и площадь перед собором, и территория самого храма были включены в единую историко-культурную зону. |